ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
04.12.2017
Прочитано: 2538 раз

Обзор Наушники STAX SR009 Усилитель SRM-T8000

Японская фирма Stax вот уже десятки лет известна своими наушниками, выполненными по электростатическому принципу, а также усилителями для них, поскольку такие наушники требуют специальных условий для воспроизведения и не могут работать от «обычных» аппаратов. В разное время я сталкивался с различными наушниками Stax, от самых бюджетных до достаточно дорогих. Хотя, конечно, и младшую модель бюджетной можно назвать весьма условно. Дело осложняется тем, как я сказал выше, что для работы эти наушники требуют специального усилителя. Но даже среди младших моделей нет таких, которые бы звучали посредственно. Что же тогда представляет собой самая старшая модель, которая в комплекте с соответствующим усилителем на порядок (и это не гипербола!) дороже начального, но и без того недешевого уровня Stax?

Итак, у меня дома флагман фирмы, модель SR-009, вместе с новейшим гибридным усилителем SRM-T8000. В первую очередь бросаются в глаза две вещи. Во-первых, наушники вместо привычных больших прямоугольных пластиковых корпусов излучателей получили круглые фрезерованные алюминиевые. Во-вторых, усилитель стал намного больше предшественников по размеру и массе. И уровень отделки изменился тоже. Согласитесь, когда вы платите за такой комплект сумму более 700 тысяч рублей, мелочей тут быть не может.

upload-ba7545c0-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Хотя все же один недостаток я у наушников нашел. Конструкция регулировки оголовья очень неудобная (в отличие от «прямоугольников»), отрегулировать наушники, когда они у тебя на голове, практически невозможно, приходится снимать. Вдобавок, этот узел сделан из пластика, что вообще говоря, в таком дорогом продукте вызывает некоторое неприятие. Но, правда, конструкция чашек и амбушюров не вызывает нареканий – качество отделки металла превосходно, а тонкая кожа амбушюров оставляет приятные ощущения. Наушники весят прилично, но на голове ощущаются очень комфортно, и «очень» здесь не для красного словца.

Усилитель крупный, занимает по глубине всю полку в стойке, а по ширине оставляет место лишь для небольшой деревянной подставки для наушников. Коммутация у него очень развитая – есть балансные, небалансные входы, а также место под еще один вход, закрытый в случае моего экземпляра заглушкой. Присутствует также линейный выход сигнала для сквозного подключения SRM-T8000 в основной тракт. Кроме того, есть переключатель, отвечающий за перевод в режим Mute и режим Bypass, когда сигнал проходит на наушники минуя регулятор громкости (например, в случае, если вы предпочитаете регулировку уровня в ЦАПе или предварительном усилителе. Сам же регулятор громкости сдвоенный, соосный, позволяющий регулировать громкость для каждого канала, это традиционно для Stax, правда, воспользоваться этой опцией мне ни разу не пришлось.

upload-a9646041-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Усилитель имеет два выхода на наушники, они одинаковые и рассчитаны на наушники т.н. Pro Type – это условное наименование наушников с конкретным значением поляризующего напряжения, этот усилитель не годится для старых наушников Normal Type, впрочем, они давно уже не выпускаются, и уже многие годы Stax производит наушники и усилители Pro Only.

Качество изготовления, уровень отделки и тактильные ощущения от органов управления усилителя не вызывают никаких нареканий и соответствуют его высокой стоимости. При работе усилитель очень сильно нагревается в том месте, где под кожухом стоят лампы, это абсолютно нормально и неизбежно в данном случае.

С самого начала меня интересовал вопрос, кто «главный» в этой парочке, насколько весом вклад именно наушников и именно усилителя в итоговый саунд, поэтому я воспользовался комплектом наушников Stax SR-303 и усилителя SRM-313, принадлежащим моему сыну. Такой комплект позволил попробовать наушники SR-009 с флагманским усилителем и для сравнения с гораздо более младшей моделью, и наоборот, сравнить работу разных по классу наушников на SRM-T8000. Но об этом я скажу в заключение теста, так как нас в первую очередь интересует полный старший комплект.

Особенность конструкции наушников, состоящая в использовании сверхтонкой мембраны большой площади, обеспечивает их характерное звучание, где на первый план выходит невероятная и недостижимая для иных типов акустических преобразователей точность и скорость обработки сигнала. Даже в младших наушниках и даже неискушенный слушатель отметит непривычно много «всего» - вероятно, в первую очередь можно говорить о деталях, слышимых в той или иной записи. Но дело в том, что даже намного скромные наушники Stax уже выдают практически все содержимое записи – повторюсь, конструкция обязывает. Что же ждать от старшей модели?

upload-b4bce2f0-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Действительно, о пресловутой «детальности» здесь говорить не приходится. В основу этих наушников положена способность настолько точно и быстро преобразовывать сигнал, что создается ощущение, будто самого преобразователя как бы и не существует. Интуитивно ты понимаешь, что разговор о каком-то неокрашенном или нейтральном звучании совершенно не передает той картины, которую рисует этот комплект. Образы, созданные SR-009, как бы возникают в пространстве сами по себе, независимо от наушников. Это дает такой эффект, что эти самые образы, отдельные партии и сама цельная картина воспроизведения может усложняться и обрастать взаимными связями бесконечно и притом без какого-то признака деградации.

В сравнении с этим все другие наушники выглядят так: есть некий объем, «коробочка», в которую наушники помещают образы и целые партии, связи между ними. Сначала основные, потом второстепенные, а в последнюю очередь идут всяческие «необязательные» партии, украшательства и прочие атмосферные эманации. Чем более высокий класс наушников, тем больше они могут засунуть в эту коробочку. Точнее, размер этой коробочки будет больше. Разные наушники, назовем их условно «другие наушники» по аналогии со стиральным порошком из рекламы, также по-разному могут интерпретировать важность образов и партий, которые надо поместить в коробочку. Отсюда и разная интерпретация одного и того же произведения. Но для всех них, для всех этих «других наушников» рано или поздно наступает предел, когда отдельные образы или партии или связи между ними не влезают в ту коробочку, которую эти наушники могут обслужить. И тогда они помещаются как бы «за бортом». Нет, это не значит, что партии эти теряются или их вовсе не слышно, просто ты понимаешь, что внимания на них не хватило. В случае SR-009 нельзя говорить о том, что в какое-то ограниченное пространство они помещают всяческих образов и партий больше остальных наушников, потому что этого ограниченного пространства, то самой «коробочки», для них не существует. Они обрабатывают все одновременно с одинаковым вниманием и одинаковым максимальным эффектом.

upload-ac3a8ab0-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Причем эта маниакальная точность и скорость и способность обращать внимание одновременно на всё сразу совершенно не зависит от количества и объема материала в сигнале, который требуется обработать.

В результате звук воспринимается невероятно естественно и легко. Любой аспект приобретает массу нюансов, о которых ты раньше не подозревал. Особенно поражает работа с паузами. Паузы столь точны по времени, осмысленны и настолько натурально вписаны в сюжетную канву, что весь предыдущий опыт кажется неряшливой и бестолковой ученической игрой. Музыкальные события сменяют друг друга со связностью какого-то совершенно иного уровня. Нет смысла напрягаться и что-то выслушивать, все уже здесь, вокруг тебя и в тебе. Музыка живет сама по себе.

То же самое касается и более формальных аспектов, например, тембров. Наушники в паре с усилителем отрабатывают не то чтобы основной тон, атаку звука, его спад и так далее, а просто даже каждую молекулу самого последнего обертона. Голоса, кажется, можно потрогать. Исполнитель прямо здесь, рядом с тобой.

upload-b1ed9650-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Все это, конечно, налагает определенные требования на источник. Наверно, не существует в принципе источника, для которого этот комплект был бы узким местом. Чем выше класс оборудования до усилителя SRM-T8000, тем понятнее вам будет, о чем я веду речь выше. Да и сам усилитель здесь тоже не случайно. Дошла очередь и до сравнений. По их результатам могу сказать, что ведущая роль в этом дуэте принадлежит наушникам SR-009. Они дают качественный скачок по отношению к младшим моделям фирмы. Те, все же, на мой взгляд, имеют некоторые заметные ограничения, вроде возрастающих искажений при увеличении напряженности музыки и количества партий. Вроде звучит все в том же ключе, но не так прозрачно. Вследствие этого, у меня сложилось впечатление, что младшие модели Stax наилучшим образом показывают преимущества своей технологии на малосоставной классике.

С этой музыки я и начал свое знакомство с SR-009. Лютня, теорба, барочная гитара, скрипка, флейта, и даже клавесин, который, по-моему, достойно только Стаксы и передают. Но постепенно я увеличивал плотность материала, так как чувствовал, что наушники не ограничены лишь этой музыкой. От классики к джазу, блюзу, затем к прогу и крауту и в конце даже Ayreon – наушники нигде не ослабили хватку и нигде не потеряли своих качеств. Лишь в тяжелых жанрах, где младшие их собратья вовсе «не живут», при использовании младшего усилителя они начали терять энергию, но подключение SRM-T8000 вернуло ощущение тотального превосходства, особенное заметное в басу и вообще во всяческих «злых» атаках и динамических всплесках. Итак, как я уже сказал выше, качественное превосходство над всеми «другими наушниками», включая младших сородичей, обеспечивают в этом комплекте именно SR-009. Усилитель же дает количественную подпитку этого превосходства, служит бесперебойной электростанцией и гарантией комфортных условий работы собственно наушников.

upload-b78a5ad0-d358-11e7-b064-771c3214cb90 copy.png

Вследствие особенностей всех наушников, а именно: отсутствия влияния помещения, близости излучателей к уху, на порядки меньшие требования к количественным характеристикам усиления, они имеют определенное преимущество перед акустическими системами и позволяют в намного меньшем бюджете достичь высоких характеристик, свойственных дорогим АС, поэтому в среде аудиофилов часто говорится, мол, это наушники играют как АС раз в пять дороже, или даже более того. Особенности комплекта Stax SR-009/SRM-T8000 таковы, что я затрудняюсь сказать, на АС какой стоимости (условно примем линейную зависимость класса АС от их стоимости) можно получить близкий эффект. Возможно, таких акустических систем и вовсе не существует.

В заключение скажу, что звучание данного комплекта совершенно уникально и не имеет, на мой взгляд, какой-то общей базы для сравнения с другими образцами домашнего аудио, будь то наушники или акустические системы. Возможно, SR-009 это лучшие наушники в мире, но уж совершенно точно - одни из малочисленной когорты самых-самых лучших, это необходимая оговорка, если вдруг вам по вкусу какие-то иные флагманы. В любом случае, вряд ли найдется человек, которого их практически запредельный класс звучания оставит равнодушным.


Источник: http://mag.soundex.ru