ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
23.03.2012
Прочитано: 5532 раз

Широкий формат

Акустические системы Harbeth HL Compact 7-ES3 (110 000 руб.)
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Акустическое оформление фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот 26—20 000
при отклонении АЧХ ±3 дБ, Гц
Сопротивление, Ом 6
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 86
Габариты, мм 520 x 273 x 315
Масса, кг 13,2

Великобритания все же своеобразная страна. Ну да, помимо  движения транспорта по «неправильной» стороне улицы,  там немало и иных национальных особенностей. Например,  традиционная история успеха английского изготовителя Hi-Fi  звучит так: имярек начал свою профессиональную деятельность  на Би-би-си помощником звукооператора, а через несколько  лет открыл в своем гараже производство акустических систем,  которые очень понравились коллегам.

hr1.png
Что любопытно, подобные истории —   вовсе не шутка. Ник Поулсон  и Джим Роджерс, Дадли Харвуд и  Спенсер Хьюз, Питер Томас и Роджер Миллз и многие другие великие  инженеры прошли школу Британской  вещательной корпорации.  Чтобы понять всю серьезность  традиций Би-би-си, надо быть англичанином. Би-би-си фактически   установила направление развитие Hi-Fi,  проведя в 40-е и 50-е годы ХХ века  эпохальные научные исследования  параметров тракта звукозаписи и звуковоспроизведения. Она была и   пропагандистом музыкальной культуры,  организуя прямые FM-трансляции  ежегодных концертов на открытом  воздухе в Гайд-парке («Промс»).

Ее  диджеи, такие как Джон Пил, определяли будущее альтернативной  рок-музыки. Так что для английской  индустрии Hi-Fi аббревиатура BBC  значила очень много. Да что там, то  был вердикт свыше, объективная  оценка звучания, которой доверяли.  Ценя свое влияние, инженерное  руководство Би-би-си тратило немало усилий и средств   (налогоплательщиков, кстати) на объективную поддержку качества вещания:   ведь звук  и живых концертов, и рока должен  был отвечать стандартам. Заложив  эти стандарты в студийные мониторы (то есть акустические системы,  используемые в звукозаписывающих  и радиостудиях), корпорация смогла  придерживаться собственных правил. Исследования звучания мониторов   велись во многих областях. 

hr3.pngСреди них — конструкция корпуса  (результат — первые опыты вязкого  демпфирования и стенок различной  толщины для распределения резонансов), материалы диффузора (что  дало ориентацию на пластики), форма АЧХ (итогом стало появление  ряда типов мониторов, разделенных  по звуковому почерку и помещению  использования, самый известный из  которых — LS 3/5А) и т. д.  Среди инженеров, в начале 70-х занимавшихся разработками полимерных   материалов для НЧ-диффузоров,  были Дадли Харвуд и Спенсер Хьюз.  (Кстати, Дадли был одним из руководителей и вообще одним из старожилов Би-би-си, куда пришел в 1947  году.) Идеологически они были противниками: Харвуда увлекали   полиэтилены, а Спенсера бекстрен.  Уже в 1969 году Спенсер Хьюз  открыл собственную компанию  Spendor, взяв половину названия от  своего имени, а половину от имени  своей жены Дороти (в силу ряда бюрократических причин именно Дороти Спенсер была формальным владельцем предприятия). В 1977 году  примеру подчиненного последовал  Харвуд, и для названия своей фирмы  он тоже использовал часть своей фамилии и часть имени жены (Элизабет).  

Так появился Harbeth.  В 1987-м Дадли Харвуд ушел на  пенсию и продал компанию работавшему на японском полупроводниковом   гиганте NEC 29-летнему инженеру Алану Шоу, который и по сей день   остается ее владельцем и главным  разработчиком. В отличие от бесконечных рядов «ониксов», «роджерсов» и «ликов» акустические системы  Harbeth по-прежнему производятся в  Великобритании, на собственном заводе с сертификатом ISO9001. А теперь угадайте, где начинал свою рабочую   биографию Алан Шоу? Уже в 13  лет он монтировал магнитные фонограммы на Би-би-си… 

HL Compact 7:  конструкция  и эволюция 
HL Compact 7ES-3 — крупногабаритные полочные АС стандартной  для Harbeth двухполосной конфигурации: в них стоят 200-мм СЧ/  НЧ-динамик и купольный высокочастотник. НЧ-оформление — фазоинвертор.  Основная особенность модели — новый полимерный материал  мембраны низкочастотного излучателя, результат трехгодичной   исследовательской программы RADIAL  (Research And Development In  Advanced Loudspeakers), проведенной  Harbeth частично на государственные дотации. Благодаря правительственному гранту были привлечены  сторонние инженеры и технологи,  разработавшие новый материал. В отличие от обычного формованного  полиэтилена мембрана Harbeth получается литьем под давлением, и  линии механического напряжения в  ней не хаотичны, а направлены строго  радиально.

Акустическое поведение  такого диффузора намеренно сделано  частотнозависимым: в рабочем диапазоне частот он имеет один набор механических свойств, а за пределами  диапазона — другой, существенно отличающийся.  Первые плоды работы RADIAL  были показаны публике в 1995 году —  например, в первой версии модели  Compact 7. Мембраны RADIAL — уже  четвертого поколения — по-прежнему  производятся непосредственно на фабрике Harbeth.  Версия наших ES2 вышла в 2002  году, а в 2007-м, к тридцатилетнему  юбилею фирмы, была выпущена третья модификация HL Compact 7. Она  отличается от предыдущей отсутствием второй пары входных клемм (что  показывает негативное отношение  к подключению bi-wiring), новым  подвесом НЧ-головки, усовершенствованной конструкцией высокочастотника и его защитной решетки,  полностью переделанными разделительными фильтрами и изменениями  в длине фазоинвертора и в демпфировании корпуса.  Кстати, корпус Compact 7 отвечает строгим традициям Би-би-си. Задняя стенка у него съемная и крепится к основному каркасу на шурупах.  Зачем? Сам Алан Шоу объясняет это  образно: «Ударьте в колокол, и он будет звенеть очень и очень долго. Треснутый колокол замолчит моментально, даже если эта трещина толщиной  с волосок».
hr4.png
И правда, тонкостенный  каркас, в нужных местах упрочненный битумными накладками, позволяет сдвинуть резонансы корпуса из  «опасного» среднечастотного диапазона туда, где они малозаметны, — в  область НЧ.  В модельном ряду Harbeth колонки HL Compact 7 позиционируются  как самые крупные двухполосные мониторы для домашнего пользования —  в отличие от серии Monitor, имеющей  двойное (домашнее и студийное) назначение и начальная модель которой  Monitor 30 чуть поменьше габаритами, чем объект нашего тестирования.  Алан Шоу говорит, что хороший  материал НЧ-диффузора должен обладать зеркальной поверхностью, то  есть отражать происходящее вокруг.  Внешний осмотр показывает, что так  оно и есть. Передняя панель, как и задняя, крепится на двенадцати винтах,  а ВЧ-головка дополнительно защищена металлической сеточкой. Высокочастотник соответствует традиции  Harbeth, ведущей начало с 1987 года:  он изготовлен фирмой SEAS и имеет  металлический (алюминиевый) купол. 

Качество звучания 
hr5.pngАлан Шоу считает, что конструкция подставок и способ механической развязки АС с ними не очень  существенны для качества звучания.  Важна высота подставки, а остальное  — мелочи, хотя нередко упоминаются  подставки канадской фирмы Skylan.  Высота должна быть такой, чтобы ось  ВЧ-головки находилась примерно  на высоте ушей слушателя, когда он  удобно сидит.  Что же касается расположения, то  Шоу дает такую рекомендацию: две  единицы длины между колонками  и три единицы длины от них до слушателя. В ходе экспериментов с расстановкой я остановился примерно на  такой же пропорции; само расстояние  между правой и левой АС было меньше обычного.  Если попытаться охарактеризовать звучание тракта с участием  Compact 7, то нельзя не отметить  удивительную организованность и  аккуратность подачи музыки во всех  ее пластах, от тембральных красок  до эмоционального содержания.


Нельзя не отметить удивительную организованность и аккуратность подачи музыки во всех ее пластах, от тембральных красок до эмоционального содержания. Эта акустическая система старательна, сосредоточенна и дотошна



Эта  акустика старательна, сосредоточенна  и дотошна. Она помогает вам участвовать в происходящем на музыкальной  сцене — разъясняет его, раскладывая  по полочкам действия и противодействия.  Симфоническая поэма Листа  «Мазепа» в аутентичном исполнении  оркестра Anima Eterna бесхитростна,  но проникновенна. Под стук копыт  будущий гетман уносится вдаль, в  другие страны. «Away, away», как писал Байрон. «Неудержимей бурных  вод, рванулись мы — вперед, вперед».  Как и наш тракт с Harbeth Compact  7: быстро, как ветер, но без сумбура  и тумана. Фанфары рвут ткань на куски, удары о жильные струны древком  смычка (col legno) скрипачей — как  грохот костей. Практически Totentanz  (пляски смерти). А вот и они — первым треком на диске. С мощным, необычным тембром рояля «Erard» 1886  года выпуска под пальцами Р. де Вааля. Он звучит не так глубоко и звонко, как «Steinway», но дрожит силой,  будто мы пьем крепкий чай после ромашкового настоя. Слегка гнусаво, но  мощно и «струнно».  Контрасты настроений — сильная сторона Harbeth Compact 7ES3. 

Они понятны и тракту, и слушателю,  они рядом с вами, стучатся к вам, вовлекают вас в действие. Отличные  примеры находятся на дисках 2 и 3.  «Концерт в театральном вкусе» соль  мажор Франсуа Куперена — не то  концерт, не то опера почти для домашнего исполнения — изобилует  сменами эмоций: от сентиментальной  грусти до форсированного напора, от  энтузиазма до кроткого смирения.  Точно размечена полярность эмоций в кантате Gloria Генделя в ее  премьерной записи (с Эммой Керкби), выпущенной шведской фирмой  BIS в 2001 году. Этот же диск дает  возможность заметить, что псалом  Dixit Dominus для солистов, хора и  оркестра соль минор был записан  на добрый десяток лет раньше, чем  открывающая альбом Gloria, и наш  тракт четко показывает контраст этих  фонограмм — гулкую акустику Dixit  Dominus и ровную студийную атмосферу Gloria, слегка загадочную неразборчивость хора второй части и рельефную латынь хора первого номера  программы. 
hr6.png
В передаче стереопространства  пара ориентируется на правдоподобность уменьшенной копии, а не на  неограниченную масштабность. Тональные краски? Вы понимаете, что  вы в хороших руках, как только медные духовые взрывают гул акустического пространства в начале Третьей  симфонии ре-минор Малера в интерпретации Concertgebouw Orchestra, а  присутствие глубоких басов не вызывает модуляции и искажений тембра  даже в последние полторы минуты  этой симфонии, которые испытывают  на энергетическую устойчивость любой тракт.

[ Музыкальный материал]


Liszt. Anima Eterna. Van Immerseel, de Waal (Mecenat Musical / Harmonia Mundi ZZT
041102)

Handel. Gloria, Dixit Dominus (BIS-CD-1235)

Couperin. Concert dans le goût théâtral. Capriccio Stravagante Orchestra, Skip Sempre (Astree / Naive 8820)

Mahler. Symphony No. 3. Maris Janssons, Royal Concertgebouw Orchestra (2СD/SACD RCO Live 10004)

[Контрольный тракт ]
Проигрыватели CD/SACD Сary Audio CD 303/300, Cary Audio CD500
Интегрированный усилитель Roksan M2
Акустические системы Acoustic Zen Adagio Jr
Коммутация кабелями Isoda HX-2020 (межблочные), van den Hul SCS6
(акустические), Fisch Audiotechnik Performance 2,
Acoustic Zen Tsunami (сетевые)

[ Вывод ]
Эти АС очень аккуратно обращаются и с формой, и c содержанием музыки. Возможно, им по душе контрасты поярче, байроновские страсти или диккенсова сентиментальность, а не оттенки интонаций, проза правды ближе, чем поэзия фантазии, — но так и задумано их создателями, мне кажется. Монитор для относительно небольших помещений, но с большими амбициями.





Источник:Журнал АудиоМагазин 1 2012