Напольная акустика Wharfedale Evo 5.4

У нас на испытании недавняя разработка британских инженеров, которая своим появлением вызвала ажиотаж аудиофильской общественности. В этих системах действительно много любопытного — сверхбыстрый твитер AMT, лёгкий купольный среднечастотник, фазоинвертор необычной конструкции и уникальная система ResoFrame, снижающая резонансы корпуса.
Давайте посмотрим, как технические решения, реализованные в новых колонках, отразились на их звучании.
АРИСТОКРАТЫ В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ
Если история развивается по спирали, то акустическая индустрия — сверху вниз. Здесь при создании новых моделей среднего класса часто используются комплектующие и конструкторские решения, позаимствованные у старших серий. Это закономерное развитие прогресса: поскольку разработки уже частично окупились во флагманских системах, они не вызовут серьёзного удорожания бюджетных.
Так, например, и сделано в новой, пятой серии Wharfedale Evo, в которой мы обнаружили технологии, изначально разработанные для топовой серии Elysian, а также конструктивные отличия от моделей четвёртого поколения, реализованные без существенного увеличения стоимости.
Нет у эволюции конца
Как можно догадаться, наши испытуемые относятся уже к пятому поколению линейки Wharfedale EVO. Она включает в себя пять моделей: два полочных монитора EVO 5.1 и EVO 5.2, две напольные системы EVO 5.3 и 5.4, а также центральный канал для домашнего кинотеатра EVO 5.C. Как и в четвёртом поколении, обе напольные колонки и старший монитор имеют трехполосную конструкцию, а остальные — двухполосную.
Формой корпуса они схожи, но у новой пропорции немного другие и внутренний объём больше, благодаря чему удалось получить бас на 6 Гц ниже.
Флагманская модель новой серии 5.4 выглядит внушительно, да и весит солидно — 31,5 кг, на 6 кг больше, чем её предшественница EVO 4.4. Формой корпуса они схожи, но у новой пропорции немного иные и внутренний объём больше, благодаря чему удалось получить бас на 6 Гц ниже.
Корпус, кстати — отдельная история. На простукивание, даже энергичное, он вообще не отзывается, полное впечатление, что стучишь по цельной деревянной колоде. Согласно данным производителя, стенки имеют структуру сэндвича, состоящего из слоёв древесины с разной плотностью. Кроме того, для успокоения вибраций боковые панели сделали изогнутыми, а между ними вставили три распорки для жёсткости.
Чтобы избавиться от турбулентных шумов в модели EVO 5.4 применяется фазоинвертор фирменной конструкции SLPP (Slot Loaded Profiled Port). Она была создана на основе идеи основателя Wharfedale Гилберта Бриггса, который управлял компанией до 1964 года. Впервые она была использована в старших линейках Aura и Elysian, а позднее — в моделях EVO 4. Порт фазоинвертора SLPP направлен вниз, причём воздух из него выходит в строго рассчитанный зазор в основании корпуса, который распределяет его равномерно в горизонтальной плоскости. Такая конструкция не только снижает турбулентность воздушного потока, но повышает эффективность фазоинвертора. Но в серии EVO 5 воздух выходит не по двум направлениям, как в EVO 4, а по трём — в стороны и назад.
Замечу, что внимание к турбулентным шумам здесь совсем не лишнее — нижнюю полосу здесь озвучивает пара 165-миллиметровых басовиков с чёрными кевларовыми диффузорами. Широкий подвес явно намекает на большие смещения подвижной системы, так что объём выходящего наружу воздуха может быть очень солидным. В центре диффузоров — солидная по размерам «пуля», выравнивающая фазовую характеристику. Нижняя рабочая граница заявлена на 36 Гц по -6 дБ и 42 Гц по -3 дБ.
Твитер здесь тоже особенный — AMT-излучатель, специально разработанный для серии EVO 5. Его размер больше, чем в EVO 4 — 35 x 70 мм против 30 x 60 мм, что дало возможность повысить отдачу и расширить диаграмму направленности. Твитер задемпфирован фирменным звукопоглощающим материалом SilentWeave, специально разработанным для моделей EVO 5. Сложенная гармошкой мембрана AMT эффективно воспроизводит частоты до 24 кГц.
Порт фазоинвертора выведен вниз, причём воздух из него выходит в строго рассчитанный зазор в основании корпуса, который распределяет его равномерно в горизонтальной плоскости.
Главная проблема в системах с планарными твитерами — согласование невесомой излучающей плёнки со среднечастотником по скорости отклика. В EVO 5 разработчики повторили блестящее решение, применённое в прошлом поколении: вместо диффузорного громкоговорителя они установили иной, с легчайшим 50 мм куполом из тонкой пропитанной ткани. Он работает в диапазоне 1100 — 4000 Гц и чётко заполняет частотный промежуток между басовиками и твитером, практически не уступая последнему в быстроте реакции.
Все динамики — собственного производства Wharfedale. В корпусе они установлены через демпфирующие прокладки из эластомера ResoFrame. Фирменный материала SilentWeave на основе хлопка и войлока заложен внутри корпуса для звукопоглощения.
Схема кроссоверов была полностью переработана методом компьютерного моделирования с последующими слуховыми тестами. Все конденсаторы в схеме — плёночные. Bi-wiring не предусмотрен, хотя НЧ и ВЧ секции кроссовера разнесены по разным платам.
В основание корпуса EVO 5 положена гибридная платформа из металла и дерева. В неё вкручиваются шипы, изолирующие колонку от пола.
Качество изготовления и отделки — традиционное для Wharfedale, т.е. безукоризненное. Цвета предлагаются такие: ореховый шпон (на фото), белый и чёрный матовый лак, а также новый вариант Lunar Grey тоже в матовом исполнении.
Приятные мелочи
Колонки мы испытывали в системе со стримером Moon by Simaudio 280D в качестве источника и интегральным усилителем Phaze Audio Volt. Несколько тестовых дисков запустили с CD-проигрывателя Myryad Z310.
AMT твитеры дают ощущение лёгкости, воздушности и прозрачности — в самом верхнем регистре реально много «воздуха», создаваемого обертонами.
Первое, что стоит отметить — гениальность использования среднечастотника с лёгким безынерционным куполом. Комната у нас была небольшая, и сидеть пришлось довольно близко к передней линии, но даже при этом верхняя и средняя полосы воспринимались как единый, идеально согласованный по времени отрезок диапазона. Заметить это было несложно: быстрые серии ударов по тарелкам и в сопровождении рабочих барабанов звучали слитно, с одновременной атакой, поэтому даже сложный ритмический рисунок на слух считывался легко. AMT твитеры дают ощущение лёгкости, воздушности и прозрачности — в самом верхнем регистре было реально много «воздуха», создаваемого обертонами. Они выстраивали верхний план звуковой картины, расширяющий панораму. Чтобы это оценить в полной мере, не обязательно было направлять колонки на точку прослушивания — наиболее линейный тональный баланс получался при их параллельной установке. Но если в комнате много поглощающих поверхностей (мягкая мебель, ковры и т.д.), лучше будет развернуть их немного внутрь.
Массу музыкальных подробностей выдают и купольные среднечастотники, особенно в верхней части своей полосы. Обилие информации не утомляет слух, поскольку все нюансы гармонично ложатся в музыкальную канву. Быстрая реакция купола обусловила высокое тембральное разрешение колонок, живые акустические инструменты звучали на редкость натурально, с чрезвычайно богатым спектром. Понравилось, как подавалась акустическая гитара Асафа Авидана — гармоники струн уходили к верхней границе слышимости, а дека резонировала очень низко, с обилием характерных вибраций.
Понравилось, как подавалась акустическая гитара Асафа Авидана — гармоники струн уходили к верхней границе слышимости, а дека резонировала очень низко, с обилием характерных вибраций.
Да и вообще, красивое сочетание низких и высоких гармоник — в характере EVO 5.4. Две пары 6,5-дюймовых драйверов выдают глубокий и хорошо структурированный бас, который на контрасте с лёгким и прозрачным верхом производит приятное впечатление. Да и удар в нижней полосе воспроизводится чётко, без корпусных и/или фазоинверторных призвуков. Корпус — настоящий монолит, позволяющий кевларовым диффузорам выдать резкую, энергичную атаку. И всё описанное получалось с довольно скромным усилением 2 х 50 Вт! Это довольно редкое качество, обычно крупные системы для раскрытия требуют приличный входной ток. И дело здесь вообще не в чувствительности, иногда и при 96 дБ колонки не хотят играть с маломощными усилителями.
А значит, Wharfedale EVO 5.4 — колонки универсальные, лёгкие для раскачки. И, в добавок очень быстрые, приятные для слуха. Проще говоря, музыкальные.
СИСТЕМА
- Стример/ЦАП Moon by Simaudio 280D
- CD-проигрыватель Myryad Z310
- Интегральный усилитель Phaze Audio Volt
- Акустические системы Wharfedale EVO 5.4
- Кабели:
- межблочные van den Hul The Rock
- акустические van den Hul The Goldwater
Wharfedale Evo 5.4
Производитель: IAG (Великобритания)
Конфигурация | 3 излучателя, 3 полосы |
---|---|
Акустическое оформление | фазоинвертор |
Рабочий диапазон, Гц | 42 — 24 000 (±3 дБ) |
Воспроизведение баса, Гц | 36 (-6 дБ) |
Чувствительность, дБ/1Вт/1м | 90 |
Сопротивление, Ом | 8/4,3 |
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт | 30 — 200 |
Максимальное звуковое давление, дБ | 108 |
Частоты разделения полос, Гц | 1100, 4000 |
Объём корпуса, л | 59,5 |
Bi-wiring | нет |
Отделка | шпон ореха, чёрный и белый лак, матовый серый |
Габариты, мм | 1028 x 302 x 350 |
Масса 1 шт., кг | 31,2 |
Источник: salonav.com