ЦАП/Стример Vitus Audio SD-025 mk II
Свою новинку датский производитель сравнивает с роскошными часами — в этом эксклюзивном аппарате, обладающем поистине нереальной точностью, стремление к совершенству реализуется за счёт самых современных технологий и высочайшего мастерства изготовления самых мельчайших деталей. Причём под совершенством понимается именно способность передать музыкальную гармонию, продемонстрировать степень таланта великих исполнителей.
Звучит интригующе, не так ли?
ЧЕМПИОН НА КОРОТКОЙ ДИСТАНЦИИ
Компоненты Vitus Audio можно отнести к классическому High End Audio, поскольку при её создании выполняются два очень важных условия: все проекты компании исключительно авторские, а разработки ведутся без оглядки на конечную стоимость продукта. Генерирует идеи и отвечает за конструкторские решения уже известный нам Ханс-Оле Витус (Hans-Ole Vitus) — музыкант, дипломированный инженер в области аудиоэлектроники и настоящий энтузиаст своего дела. А энтузиазм, как известно, сродни азарту, его трудно удержать в рамках. Но именно так и рождается техника уникальная, сродни предметам искусства.
Долгая дорога к звуку
Наша нынешняя испытуемая модель SD-025 mk II — совсем новая, относится к серии Signature, золотой середине каталога Vitus Audio. Многие технические решения для неё разрабатывались заново, в строгом соответствии с принципами Ханса-Оле относительно характера звучания цифровой техники. По его собственным словам, главное в ней — «способность сократить дистанцию между исполнителем и слушателем», а финансовые затраты на реализацию не имеют решающего значения.
Любопытен выбор чипов для цифроаналогового преобразования — это не современные флагманы от ESS Technology или Asahi Kaisei, а проверенные временем дельта-сигма конвертеры AD1955.
Разумеется, у моделей серии Signature имеются некоторые общие конструктивные подходы — полностью балансные звуковые тракты с точным подбором деталей в плечах «+» и «-», силовые трансформаторы — с EI-сердечниками, на выбор которых Ханс-Оле потратил четыре года, а также модульная конструкция, предусматривающая обновление для более длинной активной жизни аппаратов. Собственно, это отражено в слогане бренда: Forever Now — «Отныне и навсегда».
Схемотехника SD-025 Mk II значительно продвинулась вперед по сравнению с моделью-предшественницей RD-101. Любопытен выбор чипов для цифроаналогового преобразования — это не современные флагманы от ESS Technology или Asahi Kaisei, а проверенные временем дельта-сигма конвертеры AD1955. Отсутствие суперпараметров с лихвой компенсируется заслуженной репутацией чуть ли не самых музыкальных ЦАПов из всех когда-либо выпущенных. Чипы двухканальные, но в аппарате их пара — для снижения искажений и получения балансных аналоговых выходов.
Перед преобразованием в аналог частота дискретизации и разрядность данных на внутренней шине пересчитывается до 32 бит/384 кГц. Для повышения точности был разработан новый модуль тактового генератора Engineered Q8 с частотой 24,576 МГц и минимальным джиттером. Ханс-Оле признаёт, что это было дорогостоящее усовершенствование, но оно дало такой прирост качества звучания, что SD-025 Mk II вполне можно сравнивать с аналоговым источником самого высокого класса.
Кстати, в аналоговом тракте используется та же схемотехника, что и в топовых усилителях Vitus Audio — балансная, с полосой пропускания 2,5 МГц при разомкнутой петле ОС, что практически исключает фазовые сдвиги в рабочем диапазоне конвертера 0 — 800 кГц.
В аналоговом тракте используется та же топология, что и в лучших усилителях Vitus Audio — балансная, с полосой пропускания 2,5 МГц при разомкнутой петле ОС.
Был разработан и новый источник питания с минимальными шумами и нулевым выходным сопротивлением вплоть до мегагерц.
О встроенном стримере производитель информации не даёт, известно лишь, что он «поддерживает все распространенные потоковые сервисы». При этом управление осуществляется через популярное приложение Mconnect Control. Сертификат Roon Ready ожидается в самое ближайшее время.
Сетевая архитектура предусматривает объединение нескольких устройств в разных комнатах через проводное подключение к Интернету или по Wi-Fi (для этого потребуется внешний донгл).
У SD-025 mk II пять цифровых входов (S/PDIF, AES/EBU, USB-B, TosLink и Ethernet) и два выхода (S/PDIF, AES/EBU). Аналоговый сигнал выводится на стереопары XLR и RCA. Все разъёмы, даже цифровые — производства Neutrik, усиленные с позолоченными контактами.
То, что аппарат является частью дорогой серии Signature, видно и по солидной конструкции (масса аппарата 26 кг), и по безукоризненно выполненной работе с металлом. Стандартная отделка предусматривает черное матовое, серебристое и белое покрытие, но есть и варианты опциональные, за доплату любые цвета, самые популярные — титановый оранжевый, тёмный шампань и титановый серый.
От цифры к музыке
Вначале мы испытывали SD-025 mk II в качестве ЦАПа, задействовав для стриминга сетевой проигрыватель Playback Designs MPT8. Для корректной оценки дорогого источника тракт был собран соответствующего класса — с предварительным усилителем Vitus Audio SL-103, моноблоками SM-103 и акустикой Magico M6. Подробнее об этих компонентах мы рассказывали здесь.
Альбом «New Moon Daughter» Кассандры Уилсон мне доводилось слушать и на виниле, и на CD, и на хай-резах тоже. Исходник записан на нью-йоркской Bearsville Sound Studios с фантастическим качеством, поэтому альбом адекватно звучит на любой приличной технике. Но то, что выдала наша нынешняя система, превзошло все ожидания. Понятно, что такая акустика, как М6, с гигантскими моноблоками Vitus Audio способна поразить воображение, но не будем забывать основной закон аудио: garbage in — garbage out (мусор на входе — мусор на выходе), хоть ставь колонки за миллион долларов. Такую динамику и частотную полосу от AD1955, полагаю, мало кто слышал. Бас передавался настолько отчётливо, что считывалась каждая нота, а сопутствующие реверберации не терялись на фоне общей картины.
То же можно сказать и о других инструментах, но именно контрабас звучал особенно эффектно — буквально чувствовались низкие вибрации и огромного корпуса, каждая струна вибрировала по-своему. У бочки, рабочих барабанов и перкуссий — совершенно разный характер атаки и удара, поэтому ритмическая структура воспринималась чрезвычайно подвижной и богатой на нюансы. Изобилие оттенков всегда захватывает, и развитие темы ждёшь с нетерпением.
С серединой тоже интересно — по звучанию вокала, довольно низкого, буквально представляешь себе исполнительницу в полный рост, а до саксофона, казалось, можно было дотронуться. Колонки способны передать виртуальные образы в натуральную величину, включая тот же контрабас и даже рояль.
У бочки, рабочих барабанов и перкуссий — совершенно разный характер атаки и удара, поэтому ритмическая структура воспринималась чрезвычайно подвижной и богатой на нюансы.
Jasintha, «The Boulevards of Broken Dreams». Этот трек удивил тем, что при разрешении 44/16 были слышны самые настоящие тарелки, из настоящей бронзы с характерными акцентами в шлейфе послезвучий. Никакой «цифры» не ощущалось даже в самых высоких, атмосферных составляющих. То же и на «Take Five» Дэйва Брубека — спектр тарелок здесь совсем иной, но они по-прежнему натуральные, с рассыпающимися в воздухе вибрациями. Похоже, это заслуга фирменного преобразователя частоты дискретизации Vitus Audio, способного сделать конфетку из CD-рипа.
И, наконец, классика. М. Мусоргский, «Баба Яга», «Богатырские Ворота» в колоссальном масштабе симфонического оркестра Миннесоты. Реальный саспенс, с плотным мрачным саундом и оглушительной динамикой, при этом на слух прекрасно различимы струнные, духовые и ударные. Никакой каши, тембры инструментов не смешиваются (интермодуляция практически отсутствует), басовая основа — с сейсмическими эффектами.
Теперь испытаем SD-025 mk II в качестве стримера, с приёмом потока по UPnP от Qobus. Форматные ограничения здесь проявились более явно, но через несколько минут их перестаёшь замечать — главные атрибуты критерии живого звучания почти не пострадали. Прежде всего, это энергетическое наполнение — оркестровое tutti столь же мощное, с широчайшим спектром от инфрабаса до металлических обертонов. Контрабас на «Take Five» буквально выстреливает резкие ноты, располагаясь в двух метрах за линией колонок. Тарелки по-прежнему яркие, хотя и чуть более «цифровые».
Реальный саспенс, с плотным мрачным саундом и оглушительной динамикой, при этом на слух прекрасно различимы струнные, духовые и ударные.
Драм соло (Gojira, «Art of Dying») — и в тело, и в голову, с мощной вибрацией спинки дивана. Откуда стример извлекает эту грозовое электричество, непонятно.
Пространство по-настоящему трёхмерное, а это при воспроизведении удалённого контента большая редкость. На известной версии «Роллингов» Love in Vain с фальстартом прекрасно передавалась атмосфера студии и расположение в ней каждого музыканта. SD-025 mk II вытягивает из потокового аудио не только энергию, но и массу мелких штрихов, которые при стриминге часто теряются.
Самое время вспомнить о дистанции между слушателем и исполнителем. Как видим, это не просто красивые слова — слушая новый источник Vitus Audio, ловишь себя на том, что сама система как посредник между тобой и музыкой, способна исчезать даже при стриминге. Какая уж тут дистанция…
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Playback Designs MPT8
- Предварительный усилитель Vitus Audio SL-103
- Усилители мощности моно Vitus Audio SM-103
- Акустические системы Magico M6
- Кабели: ZenSati Seraphim, ZenSati Silenzio
Vitus Audio SD-025 mk II
Производитель: Vitus Audio (Дания)
Тип устройства: сетевой проигрыватель, ЦАП || Серия: Signature || Диапазон частот: 0 Гц — 800 кГц || КНИ: 0,01% || Отношение сигнал/шум: -110 дБ || ЦАП: 2 x AD1955 || Master clock: 24,576 мГц (5ppm) Engineered Q8 || Поддерживаемое разрешение: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD128 || Аудио входы: S/PDIF (RCA), AES/EBU (XLR), USB-B, TosLink, Ethernet (RJ45) || Аналоговые выходы: RCA, XLR || Цифровые выходы S/PDIF (RCA), AES/EBU (XLR) || Выходное сопротивление: 80 Ом || Габариты: 435 x 428 x 135 мм || Масса: 26 кг || Отделка: черная, серебристая, белая (стандарт), Titanium Orange, Dark Champagne и Titanium Grey (опция)
Источник: salonav.com