ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
03.12.2017
Прочитано: 2083 раз

Проигрыватели винила Transrotor

В одной из наших давних публикаций, посвященных технике Transrotor, говорилось: «Основанная в 1971 году, фирма занимается исключительно виниловыми проигрывателями, и иногда создаётся впечатление, что наступления цифровой эры там просто не заметили». На самом деле это естественно для основателя и главного разработчика германской фирмы Йохана Рэке — он слишком погружен в дело своей жизни, чтобы отвлекаться на посторонние вещи.

МАНИФЕСТ СВОБОДНОЙ МЫСЛИ

Такой метод работы — с полным погружением и концентрацией — больше свойствен творцам (художникам, музыкантам, писателям), чем техническим специалистам. Хотя в инженерной квалификации Рэке нет сомнений: для создания этих произведений точной механики требуются глубокие знания в ряде областей: физике, математике, материаловедении, собственно в механике и, само собой разумеется, в технике аналоговой звукозаписи. И что еще очень важно, обладать системным мышлением.

Уравнение со множеством неизвестных

Современный проигрыватель винила высокого класса только на первый взгляд кажется довольно простым изделием. Да, основных функциональных частей немного, а их принцип действия кажется абсолютно понятным. Но стоит изменить лишь один параметр любой из этих частей, и система выходит из хрупкого равновесия — как карточный домик под дуновением ветерка. К примеру, вы увеличиваете массу опорного диска, чтобы сделать его вращение более равномерным за счет возросшей инерции, — придется увеличивать мощность привода, менять блок питания, пересматривать конструкцию центрального подшипника. В общем, делать другую вертушку, и не факт, что улучшение лишь одного аспекта работы (скажем, той же равномерности вращения) не приведет к ухудшению качества звучания. Поскольку все параметры проигрывателя связаны в единый комплекс, у которого есть точка «равновесия», где звучание является наилучшим — не вообще, а для конкретной конструкции.

Сконцентрироваться на творчестве и одновременно управлять предприятием, даже небольшим, — крайне сложно.

Чтобы получилась хорошая вертушка, необходимо решить одновременно несколько проблем. Первая — уже упоминавшаяся неравномерность вращения. Вторая — вибрации, которые создаются самим проигрывателем и приходят к нему снаружи. Третья, тесно связанная с первыми двумя, — трение между механическими частями, а также между иглой и пластинкой — они сами создают вибрации. Ещё одна — механические резонансы системы, которые сильно влияют на частотную характеристику. Наиболее значимы так называемые верхний и нижний резонансы: первый связан с массой и гибкостью подвижной системы картриджа, второй — с массой и материалами опорного диска и стола проигрывателя. Эти резонансы надо либо подавлять, что очень сложно, либо выводить за пределы слышимой части спектра, что вроде бы легче, но может повлиять на остальные параметры системы. На недавней конференции Дирк Раке, сын Йохана, продемонстрировал уникальную разработку — главный узел FMD с гибкой магнитной связью между приводным маховиком и основным диском. В такой конструкции осуществляется полная изоляция пластинки от вибраций стола и двигателя.

Очень сомневаюсь, что подобные проблемы можно решить теоретически, составив некое волшебное всеобъемлющее уравнение. Создатели проигрывателей делают это в основном эмпирически, методом проб и ошибок, хотя какие-то отдельные элементы конструкции все же можно просчитать. По сути это настоящая научная работа, которая длится годами и не гарантирует положительного результата. Успех может прийти в результате озарения или как плод развитой интуиции. А это уже сфера деятельности не простого инженера, а художника, творца.

Да, но люди искусства нередко бывают непредсказуемы и нестабильны, они часто не способны навести порядок и в творчестве, и во всей своей жизни. Сконцентрироваться на творчестве и одновременно управлять предприятием, даже небольшим, — крайне сложно. Но проигрыватель высокого класса, будучи произведением инженерного искусства, должен быть изготовлен с безупречной точностью — иначе замысел его создателя так и не будет реализован. Все-таки Йохан Рэке необыкновенно многосторонний человек: искушенный инженер и ученый, настоящий художник своего дела, он еще ухитряется быть одновременно жёстким технологом и перфекционистом в том, что касается качества изготовления продукции. Тем более, что не только сборка, но даже изготовление и окончательная отделка многих деталей производятся вручную. Самые ответственные узлы выполняются с допуском в 1 микрон! Качество готовой продукции Рэке проверяет сам, прослушивая вертушки с помощью медицинского стетоскопа — механизм должен быть абсолютно бесшумным. Вот оно, настоящее германское качество.

Многие адепты винила убеждены, что вертушки этой германской фирмы — лучшие в мире.

Само собой разумеется, от дорогого проигрывателя требуется не только эталонное исполнение, но и внешняя привлекательность. Он должен выглядеть на ту сумму, которая значится на ценнике. Должен быть интересным, диковинным артефактом, который хочется долго разглядывать и трогать руками, но боязно — а вдруг что-то сломаешь. У Transrotor такие затейливые конструкции получаются, и не удивительно, что на выставках у стендов фирмы непременно собираются толпы любопытных, причем далеко не все из них приверженцы винила — многим просто интересно поглазеть на чудо дивное. А многочисленные восторженные отзывы экспертов и престижные призы свидетельствуют, что и со звуком здесь полный порядок. Многие адепты винила убеждены, что вертушки этой германской фирмы — лучшие в мире. Не будем ни оспаривать, ни подтверждать это мнение. Просто познакомимся с десятью наиболее характерными творениями Йохана Рэке. Начнем с самых легких и будем постепенно переходить ко все более тяжелым и дорогим. Масса здесь всегда имеет значение.

Avorio 25/60 – 20 кг

3.jpg


Обновлённая версия давно выпускаемой модели Transrotor – можете догадаться, насколько она оказалась удачной. Йохан Рэке не любит повторяться — каждая его новая конструкция делается почти с нуля, если не считать ключевых фирменных технологий (о них расскажем позже). И раз уж Avorio 25/60 не оказалась вытеснена до сих пор другими моделями, значит, она пользуется неослабевающим спросом.

Числа 25/60 соответствуют толщине опорного диска и шасси — 25 и 60 мм, это важные показатели. Некоторые модели Transrotor выпускаются с разными размерами этих элементов, что обязательно отражается в обозначении.

Устройство проигрывателя на первый взгляд кажется незатейливым, но это та самая простота, что доступна только гениям. Я бы назвал эту простоту изысканной.

Это одна из немногих моделей Transrotor, что поставляется полностью укомплектованной — с тонармом TR-800S от японской фирмы Ichikawa Jewel Co, Ltd. (известна также как Jelco — у предыдущей версии был тонарм Rega) и «родной» MM-головкой TR Uccello. При желании можно заказать этот проигрыватель и в другой комплектации.

О звуковом «почерке» этого проигрывателя можно прочитать по ссылке.

Йохан Рэке не любит повторяться — каждая его новая вертушка делается почти с нуля.

Leonardo 25/60 – 20 кг

5.jpg


Эта модель была первой вертушкой Transrotor, которая уже в базе комплектовалась MC-картриджем MC Merlo. В Россию она поставляется сейчас без тонарма и головки, рекомендуемые — TR-800S и TR Uccello, но можно заказать и другие.

Кроме дизайна (более традиционного) эта модель отличается от предыдущей тем, что у нее можно заменить привод, установив фирменный TMD с гидродинамическим магнитным подшипником, который характеризуется значительно меньшим трением, чем обычный. В стандартной комплектации с рекомендуемыми тонармом и головкой вы вряд ли заметите отличия в звуке по сравнению с моделью Avorio 25/60, но после замены привода они будут значительными.

Dark Star Reference – 30 кг

7.jpg


По компоновке этот проигрыватель напоминает Leonardo 25/60, но есть очень существенные отличия.

Во-первых, двойное шасси (2 х 30 мм), опорный диск 60 мм, двойные ножки и корпус для двигателя изготовлены из полимера ПОМ (полиоксиметилен), покрытого матовым лаком. Во-вторых, это черная отделка, довольно редкая для Transrotor.

Рекомендуемый тонарм — TR 800-S, картридж — MM Uccello, но можно установить по желанию и что-то другое.

Нам довелось послушать «обычную» версию Dark Star (с одинарным шасси) — прочитать можно здесь. Наши западные коллеги, которым довелось послушать оба варианта, уверяют, что модель Reference отличается более стабильной и глубокой звуковой сценой, лучшей локализацией образов. Это существенно.

Устройство вертушки кажется на первый взгляд незатейливым, но это та самая простота, что доступна только гениям.

Zet 3 – 34 кг

9.jpg


Прибавка в весе на 4 кг по сравнению с моделью Dark Star Reference достигнута в основном, за счет утяжеления шасси и опорного диска — он здесь толщиной 70 мм и массой 12 кг. Как и у «Темной звезды», имеется механизм точного выравнивания опорного диска, шасси толщиной 45 мм — многослойное: между двумя акриловыми плитами проложен толстый алюминиевый лист. О том, как это сказалось на звуке, можно прочитать в нашем тесте.

К тому, что там сказано, добавим, что в разных странах эта вертушка поставляется по умолчанию с разными головками — это может быть MM Uccello или Merlo Reference, штатный тонарм TR 800-S может быть заменен на любой другой, даже 12-дюймовый. Предусмотрена установка второго тонарма и дополнительного мотора, чтобы массивный диск раскручивался быстрее — в этом случае придется заменить и источник питания на  Konstant M3. Заметим, что с повышением класса проигрывателей Transrotor появляется все больше возможностей для их кастомизации и усовершенствования. Сам пользователь как бы становится участником сотворения вертушки Transrotor, что привлекает многих любителей аналоговой техники.

Crescendo Bianco/Nero — 35 кг

11.jpg

13.jpg

Вертушка выпускается в двух вариантах оформления — черном или белом, что и отражено в её названия. В этой модели Йохан Рэке вернулся к более компактной конструкции с тремя опорами, однако по своим возможностям она едва ли уступает более крупным собратьям. К примеру, на нее можно установить 12-дюймовый тонарм — для этого меняется геометрия шасси за счет подвижного армборда. Мотора на фото не видно, поскольку он размещен под шасси, но его не касается. Опорный диск — толщиной 80 мм из полированного алюминия, шасси такой же толщины из акрила черного или белого цвета (в зависимости от варианта).

Ещё одна важная особенность модели — фирменный узел трения TMD с гидродинамическим магнитным подшипником.

Рекомендуемые компоненты: тонарм — TR 800-S, головка MC Merlo, но никто не станет вас отговаривать, если пожелаете установить что-то более высокого класса. И уж совсем требовательные меломаны могут заодно купить и опционный источник питания Konstant Studio.

Fat Bob Reference TMD — 40 кг

15.jpg


Всего-то на 5 кг тяжелее, чем Crescendo, но действительно кажется толстяком из-за своего круглого основания толщиной 50 мм. «Блин» из полированного вручную алюминия толщиной 80 мм опирается на гидродинамический магнитный подшипник TMD. Вертушка весьма высокого класса, поэтому рекомендуется устанавливать на нее тонарм SME 5009 и головку MC Merlo Reference. Очень желательно приобрести и продвинутый блок питания Konstant M1 Reference. Если очень хочется поставить на «Толстяка Боба» тонарм 12”, придется докупить для него специальную базу. Он такой обаятельный, что вряд ли вы сможете ему отказать.

Чтобы восхищаться улыбкой Моны Лизы, совсем не обязательно быть владельцем картины.

Apollon TMD — 45 кг

17.jpg


Настоящая «звезда» винилового воспроизведения — и в переносном, и в прямом смыслах: основание модели имеет именно такую форму. Вдобавок оно состоит из трех слоев (две алюминиевые плиты с карбон акрилатной прослойкой), общая толщина — 45 мм. Опорный диск — из мягкого алюминиевого сплава, обладающего прекрасными антирезонансными свойствами, толщиной 80 мм с фирменным TMD-подшипником. Рекомендуемый тонарм SME 5012 устанавливается на подставку с демпфером.

Эта модель рассчитана на очень серьезные последующие усовершенствования: на вертушку может быть установлено до 3 тонармов и три двигателя.

Tourbillon FMD — 60 кг

19.jpg


Предыдущая модель показалась нам невероятно крутой, но, как выясняется, мы поспешили с выводами. Ведь эта вертушка не только обладает очень хитрым основанием (40-мм акриловая платформа сложной формы на металлическом основании), но оснащается тремя моторами и блоком питания Konstant M3 в базовой комплектации. Дело в том, что её алюминиевый опорный диск толщиной 80 мм приводится в движение фирменным приводом FMD (Free Magnetic Drive) — в нем отсутствует механическая связь между двигателями и опорным диском — они мягко сцепляются магнитным полем.

На это чудо инженерной мысли можно установить до трех тонармов 9”. Проигрыватель изготавливается полностью вручную.

Gravita TMD — 150 кг

23.jpg

25.jpg

27.jpg

29.jpg

Эта эксклюзивная модель не только прочно притягивается к земле своим солидным весом, но и сама притягивает к себе сердца любителей винила. Увы, эта страсть для большинства из нас останется неутоленной.

По фото видно, что в конструкции реализованы уже знакомые нам принципы: слои металла чередуются с акрилом, все узы снабжены демпфирующими элементами.

Подвес — карданный, что облегчает выравнивание положения опорного диска. Узел подшипника — фирменный TMD. Возможна установка трех моторов (в этом случае придется добавить опционный блок питания Konstant M3.

Ни о каких базовых комплектациях здесь и речи быть не может, модель изготавливается индивидуально по спецзаказу. Так что и тонармы (до двух) и головки могут быть любыми. Самыми лучшими, естественно.

Argos — 220 кг

31.jpg

Самая тяжелая, дорогая и таинственная вертушка Transrotor. Выпускается строго по заказу. В 2009 году её привезли на выставку Audio Show в Варшаве, и местный дилер сумел её задержать на несколько дней, чтобы её протестировал польский аудиоэксперт Войцех Пакула. Его статью потом перевели на английский и перепечатали многие другие издания. Добрая половина той публикации — поток сознания о безумности и абсурдности такой дорогой вещи. Потом автор пришел в себя и смог рассказать об этом эксклюзивном устройстве.

Вес в 220 кг — минимальный, если установить все опции, он может достигнуть 270 кг. Дело в том, что конструкция сочетает сразу два принципа. Первый —механической развязки отдельных узлов. В частности, используется фирменный магнитный привод FMD, а верхняя часть шасси отделяется от нижней четырьмя специальными демпферами, напоминающими по устройству автомобильные масляные амортизаторы. Второй принцип — увеличенной массы, когда механические колебания просто «тонут» в тяжелой конструкции.

На самом деле этой модели следовало бы посвятить отдельную большую публикацию — она этого достойна. Будем надеяться, возможность для этого появится. Ведь это уже не просто приспособление для качественного воспроизведения виниловых дисков — это своеобразный манифест свободной инженерной мысли. В конце концов, чтобы восхищаться улыбкой Моны Лизы, совсем не обязательно быть владельцем картины.


Источник: http://www.salonav.com