ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
13.07.2017
Прочитано: 134 раз

Внутриканальные наушники Focal Spark и Focal Sphear

Focal доказала свою компетенцию в создании самых продвинутых наушников топ-класса. Но одно дело сотворить Utopia – инженерный шедевр при неограниченном бюджете, и совсем другое, когда на всё про всё нет и сотни евро. Что можно ждать от Focal Spark и Sphear – наушников по цене одного пышного букета цветов?

ИСКРЫ ИЗ УШЕЙ

Выпуск доступного для широких масс изделия производителем элитарной аудиотехники – явление, не сказать, чтобы выдающееся. В этом шаге сразу видится желание повысить узнаваемость бренда. В основном – среди молодой аудитории, которая о Focal, возможно, даже ничего не слышала. Но это вовсе не такая легкая задача, как кажется. А с маркетинговой точки зрения еще и рискованная, потому что на кон ставится репутация, заработанная в течение многих лет.

Дело в том, что подавляющее большинство покупателей недорогих наушников исходит из своих представлений о том, что такое дешево, а что – дорого. Вот у всех цветных «затычек», что в изобилии продаются на каждом углу по цене обеда в «Макдональдсе», стоимость привлекательная. А 3000 — 5000 рублей за какие-нибудь дизайнерские «ушки» модной марки – это уже большие деньги, почти предел мечтаний. И поди-ка докажи, что на самом деле бюджетный класс отсюда только стартует – не поймут.

2.jpg

Однако такое происходило и раньше – например, когда на витрины магазинов электроники хлынули первые мультимедийные колонки. Правда, тогда классовое размежевание было очевидно, и никому даже в голову не приходило называть пластмассовые компьютерные «бормоталки» серьезным словом «акустика». С первых же звуков становилось понятно, что разработчики этих колонок сами слушать их даже не пробовали.

Давайте обозначим четкую линию между «наушниками» (именно так, в кавычках) и наушниками (без кавычек), чтобы не спорить об их потребительской ценности.

Ширпотреб в лице копеечных наушников – такой же хлам, но не такой очевидный. Выглядят подчас солидно, а позорное звучание, способное тронуть психику, никому кроме несчастного обладателя не слышно. И производители дешевых «затычек» бессовестно пользуются тем, что потребитель примитивен в запросах. Если наушники издают какие-то звуки, да еще в оба уха – уже нормально. Если громко орут – хорошо. Если и бас «качают», то вообще отлично. Я этой темы вообще бы не касался здесь, но только в популярных блогах и каналах YouTube все чаще встречаются обзоры «ушей», написанные людьми с такими же примитивными запросами. И планка падает окончательно…

3.jpg

Давайте обозначим четкую линию между «наушниками» (именно так, в кавычках) и наушниками (без кавычек), чтобы не спорить об их потребительской ценности. Вот хотя бы по аналогии с компьютерными колонками. Они же не предназначены для воспроизведения музыки, верно? Вот и «наушники» делаются лишь для того, чтобы человек при помощи какого-то ритмичного шума в ушах мог отгородиться от окружающей действительности. А настоящие наушники – те, что способны вызвать серьезный интерес к музыке, обладающие достаточной точностью воспроизведения и раскрывающие эстетику звучания.

4.jpg

Focal берется доказать, что это достоинство можно раскрыть в наушниках ценой всего 50 евро. Впрочем, в этом тесте мы дадим французской компании двойной шанс отличиться. Вместе с новенькими бюджеными моделями Spark с таким же пристрастием испытаем и внутриканальные мониторы Sphear классом чуть выше. Причем сделаем это в условиях, максимально приближенных к реальным – без помощи аудиофильских плееров и дорогостоящих телефонных усилителей. Все наши «референсные» источники оборудованы разными, но повсеместно распространенными в смартфонах, планшетах и ноутбуках чипсетами HD-Audio с уже встроенной в них функцией усиления.

Focal Spark

Перед вами – самое маленькое, невесомое и доступное звуковоспроизводящее изделие, когда-либо выпущенное Focal. Дизайн крайне простой, без каких-либо внешних камер и наворотов, что, считаю, абсолютно оправданно при таком ценнике. Но при этом весьма изысканный. Вставляемые в уши «гильзы» с одной стороны заканчиваются эластичными насадками, с другой – декорированы красивыми металлическими пятачками, в которых насквозь выгравирован логотип марки. Размещенная под ним металлическая сетка скорее имеет чисто декоративное назначение. А вот та, что стоит на обращенном к уху торце, с очень мелкой ячейкой, служит акустическим фильтром и одновременно защищает довольно крупный по сечению звуковой выход от попадания посторонних частиц. Внешний калибр, прямо скажу, не маленький, но если они вам подойдут, то проблем испытывать не будете – посадка и фиксация надежная и комфортная. Останется лишь подобрать оптимальные по размеру втулки. В комплекте к штатным их прилагается всего несколько пар.

Есть масса примеров, когда клеймо известной марки ставилось на никчемные вещи, но Spark – не тот случай.

Метки левого и правого канала нанесены на кабельные вводы. Они настолько мелкие, что их надо разглядывать под лупой. Проблема идентификации решается просто – по расположению пульта управления проигрыванием – он должен быть на левом «плече» Y-образной проводки. В него же помещен и микрофон телефонной гарнитуры. Кабель плоский, эластичный, эффект «стетоскопа» при трении об одежду есть, но незначительный. Если приучитесь сматывать провод восьмеркой, на «козу» из пальцев, и убирать наушники в прилагаемый чехольчик – навсегда забудете о запутанных узлах на кабеле.

5.jpg

В целом, всё вплоть до деталей сделано превосходно. Настораживает другое: в столь крошечном корпусе можно разместить широкополосный динамик лишь очень скромного диаметра (в данном случае – 9,5-миллиметровые). Отсюда – и все ограничения по чувствительности, диапазону, динамике и т.д.

Подключаю наушники к ноутбуку, включаю воспроизведение и… Вот буквально отлегло от сердца! Есть масса примеров, когда клеймо известной марки ставилось на никчемные вещи, но Spark – не тот случай. Субъективно чувствительность гораздо выше паспортной, звук не скомпрессирован и не замутнен искажениями. Бас своеобразный – импульсивный и где-то даже пробивной, что многим понравится. Но его можно сделать ровным и благородным, если ослабить область 70 — 100 Гц. А если эквалайзер позволяет обращаться с АЧХ более тонко, ослабьте на пару децибел узкие полосы на 50 и 125 Гц – удивитесь, насколько звучание станет натуральнее и правдоподобнее.

6.jpg

Средний регистр вполне в традициях марки. Во всей выпускаемой акустике Focal стремится получить максимум цельности в этом диапазоне и считает это главным признаком фирменного Spirit of Sound. Констатирую: по меньшей мере с линейностью все очень хорошо. Для полной образности звуку не хватает лишь тонкой деталировки, но обвинять в этом наушники я не стану – на 100% уверен, что вуаль на живые тембры акустических инструментов и голосов «набрасывает» телефонный выход ноутбука.

7.jpg

Во всей выпускаемой акустике Focal стремится получить максимум цельности в этом диапазоне и считает это главным признаком фирменного Spirit of Sound.

Высокий спектр в этих наушниках воспроизводится с чуть большей информативностью, различимы и довольно тонкие детали, но для этого опять же требуется легкая коррекция АЧХ. Немного гасим область перехода СЧ/ВЧ (3000 — 4000 Гц), ослабляем, если есть такая возможность, локальный резонанс на 5700 Гц (кстати, единственный!) и наслаждаемся благозвучием. Самую высокую часть диапазона Spark немного утрируют (похоже, они имеют плавный спад характеристики начиная с 8 кГц), но выравнивать её никакого желания не возникает. Во-первых, саунд и так кажется достаточно сбалансированным и нейтральным – ухо быстро адаптируется к просадке. Во-вторых, принудительный подъем высоких частот новой музыкальной информации в звуке не выявит, а только усилит аппаратную подкраску, вносимую далеко не идеальным аудиотрактом ноутбука.

8.jpg

Переключаю Spark на выход смартфона Lumia. Пластики меньше, но чисто технически воспроизведение лучше – больше динамики, меньше тональных отклонений. А с телефонным выходом iPad французские наушники будто вообще говорят на одном языке. Сохраняется линейность, улучшается микродинамическая проработка в голосовой и четкость в басовой полосах, проявляется «воздух» на верхах. Подозреваю, что в Focal, когда доводили до кондиции характеристики Spark, пользовались для субъективных оценок именно «яблочной» звуковоспроизводящей техникой. Поэтому для тех, кто ищет приличные, но недорогие наушники для своего айфона, Spark, возможно, самая удачная покупка.

9.jpg

10.jpg

Не исключено, что с дорогой аудиофильской техникой новинка Focal покажет себя в куда менее выигрышном свете. Но она нисколько не претендует на её уровень и к тому же отлично справляется со своей прямой обязанностью – несет музыкальность тем, кто у кого хороший вкус уже есть, а денег пока не густо.

Focal Sphear

Коробка – точно такая же как у Spark, но содержимое богаче. Кроме маленького кейса на молнии и сменных силиконовых насадок, прилагаются три пары втулок из вспененной резины с эффектом памяти формы, а также универсальный авиа адаптер.

11.jpg

В описании к Sphear говорится, что при разработке особое внимание уделялось эргономическим качествам. Чтобы победить ощущение дискомфорта, учитывался баланс масс между внешней и внутренней частями, а форма корпусов оптимизировалась для равномерного распределения веса наушников на стенки слухового прохода и ушной раковины. Но универсальными для всех ушей наушники сделать невозможно в принципе. Подбирая наилучшие силиконовые насадки, мне, например, хотелось добиться более глубокой и плотной посадки, но шаровидная часть капсюлей этому препятствовала. А вот с пористыми втулками получалось гораздо лучше – они давали настолько деликатное и в тоже время надежное прилегание, что спустя 20 — 30 минут прослушивания я физически переставал ощущать Sphear в своих ушах.

12.jpg

Управление реализовано при помощи одной кнопки, которая распознает разные типы нажатий. Она замаскирована под логотип Focal и размещена в корне Y-разветвителя.

Как и Spark, эти наушники могут служить телефонной гарнитурой и управлять воспроизведением. Но реализовано оно при помощи одной кнопки, которая распознает разные типы нажатий. Она замаскирована под логотип Focal и размещена в корне Y-разветвителя. К слову, на практике такое решение даже удобнее: не надо искать на ощупь нужную кнопку, а нажимать её при некоторой сноровке можно прямо через одежду.

13.jpg

Самая интересная часть – излучатели. Асимметричная конструкция корпусов намекает на солидные размеры динамиков, которые установлены со смещением внутрь округлых наростов на корпусах. Но на самом деле их калибр не так и велик – 10,8 мм. Зато мембраны сделаны из лавсана с особыми бороздками, которые не дают тонкой легкой пленке деформироваться при возвратно-поступательном движении. При этом головкам обеспечена симметричная акустическая нагрузка. С одной стороны мембраны находится камера, сообщающаяся со слуховым проходом, «заторможенная» тончайшей сеткой-фильтром из нержавеющей стали. С обратной стороны – камера с фазоинвертором. И на эту общую с большими колонками деталь производитель обращает особое внимание, хотя подобные отверстия, как правило, в наушниках выполняют иную функцию. В любом случае мы видим еще одно свидетельство тщательной внутренней акустической настройки Sphear. Возможно именно поэтому разработка, как говорят в компании, и отняла два года.

14.jpg

Переходя к звучанию, сделаю короткое отступление. Наверняка вам встречались наушники с надписью «Super Bass». Это чисто японская тема и ей уже не один десяток лет. Стереотелефоны под разное восприятие (намеренно избегаю слова «вкусы») там выпускают и сейчас – в токийских электронных гипермаркетах уже можно повстречать наушники с вокальной преднастройкой. Но если бы Sphear появился на рынке лет тридцать тому назад, то меломаны имели наглядный пример наушников, которые с одинаковым успехом выдают все!

15.jpg

И это свойство объясняется просто – образцовой линейностью в широком диапазоне, преходящую от самых низких частот в середину и выше. Любая попытка что-то выделить или убрать эквалайзером делает звучание Sphear менее интересным и правдоподобным.

16.jpg

Басовый регистр – быстрый, плотный, содержит все структурные компоненты – и основные, и более высокие гармоники, из которых складывается узнаваемый колорит любых воспроизводимых инструментов. Средняя полоса нейтральна и вдобавок богата на микродинамику. Тонкие нюансы слегка замыливаются лишь в области 2500 — 6000 Гц. Начало этого отрезка хочется немного ослабить, а окончание – усилить.

Любая попытка что-то выделить или убрать эквалайзером делает звучание Sphear менее интересным и правдоподобным.

Также имеется один заметный внутренний резонанс на 13 кГц, придающий звонким высоким специфический свистящий оттенок. С уверенностью могу сказать, что этот грешок лежит на совести Sphear – он проявляется и при переключении на другие источники. Но если этот тон аккуратно нейтрализовать настройками параметрического эквалайзера, звучание покажется гораздо более чистым и нейтральным – и не только на высоких, а по всему диапазону. Попробуйте добиться того же результата от любых других наушников с более меньшей ценой. Лично я сомневаюсь, что это получится также легко, как со Sphear.

17.jpg

18.jpg



Источник: http://www.salonav.com