ПРОИЗВОДИТЕЛИ
КОНТАКТЫ
Свяжитесь с нами и мы ответим
на все ваши вопросы!

СТАТЬИ
17.02.2018
Прочитано: 1373 раз

Сетевой CD-ресивер Naim Uniti Star

Никто точно не скажет, когда бестелесные форматы вытеснят физические музыкальные носители, но тенденция развивается необратимо. Значит, что пришло время задуматься над тем, как с наименьшими хлопотами и потерями перенести привычные CD в надежные цифровые хранилища. Рассматриваемый сегодня универсал прекрасно подходит для этого и многого другого. И, возможно, он самый элегантный из всех.

ТРАНСФЕР В ДРУГОЙ МИР

С момента презентации первых компонентов Naim Uniti прошло уже много-много лет, но я отлично помню, сколько недоумения и скепсиса вызывал приход в Hi-Fi диковинных по тем временам компьютерных и сетевых технологий. Слова «сервер» и «стриминг» немного резали слух даже когда их употребляли применительно к аудиотехнике для «умного дома».

Но сегодня я подключаю к тестовой системе CD-ресивер Naim Uniti Star и задаюсь полярным по смыслу вопросом: почему сетевые функции стали внедрять так поздно? Ведь специальные протоколы и коммуникации для доставки и хранения аудиосигнала были разработаны еще два-три десятилетия назад. Они вполне могли начать свою экспансию еще в ту эпоху, когда музыкальная и вещательная индустрии взялись массово переходить от аналога к цифре. И если бы это произошло, то сегодня тема, вынесенная в лид – «перецифровка» собственной коллекции CD – уже не была актуальна. Мы давно бы слушали музыку из различных хранилищ – из внутренних или внешних, из общедоступных или коммерческих, из облачных или локальных… Ведь это не только удобно, но и познавательно – через сети открываются двери к безграничной мировой музыкальной базе.

Uniti Star, кстати, идеологически очень похож на первую сетевую модель образца 2009 года UnitiLite. Предшественник представлял собой упакованную в один корпус комбинацию проигрывателя CD5i, интегральника Nait 5i и стримингового модуля с конвертером частоты дискретизации, чтобы внутренний ЦАП мог работать с цифровыми потоками различной разрядности. Uniti Star является по сути таким же компонентом класса «все-в-одном»: на борту имеется вся надлежащая сетевая начинка, коммутатор входов, дополняемый при желании опционным эфирным тюнером, компакт-дисковый привод, система управления громкостью и усилитель мощности.

3.jpg

5.jpg

7.jpg

9.jpg

Конечно, современная модель заметно ушла вперед. Самое очевидное – дизайн. Строгий, но вовсе не брутальный стиль просматривается с любого ракурса. На новый уровень вывели удобство управления. Дистанционный пульт с двухсторонней радиосвязью вместо ИК, например, не только отображает выставленный уровень громкости, но также способен мгновенно переключаться на управление другим компонентом Uniti от простого прикосновения к нему. А контроль над всем комплексом, в том числе и над многозональным, проще осуществлять с iPad через приложение Naim App. Оно наглядное и весьма развитое: открывает доступ не только ко всем процессам воспроизведения, управлению коммутатором и громкостью, но также автоматически систематизирует имеющийся у вас музыкальный контент, само устанавливает связь с доступными в вашей сети хранилищами и позволяет легко ввести настройки аккаунтов для подключения к внешним стриминговым сервисам (Tidal, Spotify, Chromecast).

На «приемник» поступает аудиопоток не в реальном времени (как в традиционном CD-плеере), а его точная «очищенная» копия с ничтожной временной задержкой, которая на 100% соответствует записанному на носителе.

Еще бы я отметил возможность установки с помощью приложения каких-либо специфических или совсем тонких системных настроек. Например, аналоговым входам Uniti Star можно изменить названия, выставить для каждого свою чувствительность (пониженный до одного вольта уровень для ТВ, стандартные 2,5 В для бытового Hi-Fi или «студийные» 5 В для профессионального оборудования), а в довершение – еще и точно подстроить Gain, чтобы устранить даже минимальный разброс в громкости.

Замечу, что всё сказанное справедливо и для тех представителей нового семейства Uniti, у которых нет строенного CD-транспорта: компактного ресивера Atom и топ-модели Nova. Это следствие перехода на общую и принципиально новую внутреннюю платформу, которая разрабатывалась в Солсбери на протяжении трех лет.

11.jpg

Однако сфокусируемся всё же на отличиях между упомянутыми моделями. Дисковый механизм – CD-ROM привод TEAC CD-SN250 – точно такой же, как и в сетевом проигрывателе Uniti Core. Правда, в Star он служит не только для рипования компакт-дисков, но и для обычного проигрывания. Скептики, как всегда, возразят, что компьютерный драйв для этой цели – не самый лучший способ из-за менее совершенной механики, специфических помех и более высокого джиттера, но в данном случае это не имеет принципиального значения. Считанные «сырые» данные сначала попадают в 30-мегабайтный буфер. Высокоскоростной многоядерный контроллер перепроверяет их, выполняет коррекцию возможных ошибок считывания, а затем выстраивает PCM-отсчеты в строго синхронизированную последовательность и передает их либо в «серверную» секцию устройства, где программа EAC формирует из них стандартные аудиофайлы WAV или FLAC  (для отправки в сетевое NAS-хранилище или для прямой записи на карту памяти или USB-флешку, включенную напрямую в Uniti Star), либо перенаправляет их непосредственно в воспроизводящий тракт. В любом случае на «приемник» поступает аудиопоток не в реальном времени (как в традиционном CD-плеере), а его точная «очищенная» копия с ничтожной временной задержкой, которая на 100% соответствует записанному на носителе.

Об усилителях известно, что они работают в классе AB, но, в отличие от прежних разработок Naim, обладают вдвое более высокой скоростью нарастания сигнала на выходе.

Принципиально важно, что поток звуковой информации со всех носителей (винчестеры, карты памяти, флэшки, CD) и со всех интерфейсов (аналоговые, оптические и коаксиальные входы, HDMI, Bluetooth-модуль, эфирный модуль) входят в основной аудиотракт Uniti Star в единой точке – с высокопроизводительного DSP SHARC, который выполняет цифровую фильтрацию по особым алгоритмам, написанным инженерами Naim. Далее идет прямая конвертация чипом Burr Brown PCM1791 (внутренняя обработка отключена), после чего сигнал проходит аналоговый фильтр шестого порядка, попадает на гибридную схему регулировки громкости (осуществляется потенциометром, но контролируется цифровой системой) и поступает на вход 70-ваттных оконечников. Об усилителях известно, что они работают в классе AB, но, в отличие от прежних разработок Naim, обладают вдвое более высокой скоростью нарастания сигнала на выходе. В общем, все источники – как бы в равных условиях. А в прежней модели было не так: аналоговый сигнал, в том числе и с CD-секции, обходил цифровую начинку и не мог передаваться в цифре на другие зоны.

13.jpg

15.jpg

17.jpg

19.jpg


Ну и пару слов о традиционном внимании Naim к ключевым элементам конструкции. То, насколько основательно выполнено шасси и корпусные панели, видно и по фотографиям. Сигналы с коаксиальных входов и HDMI пропускаются через миниатюрные трансформаторы для отсечения помех. Система питания имеет один крупный тор, сделанный на заказ, и раздельные контуры стабилизации для пресечения импульсных проникновений по питающим шинам. А сам аппарат имеет «многоэтажную» внутреннюю конструкцию из функционально разных плат, экранов и заземляющих шин для минимизации перекрестных наводок.

Для прослушивания я специально отыскал несколько компакт-дисков не в лучшем состоянии, которые на некоторых проигрывателях порой вообще не проигрывались. При помощи Uniti Star я сначала сделал их копии в разных форматах на обычную USB-«флэшку». Все, кстати, прошли удачно – система выполняла рипы с нулевым процентом ошибок, затрачивая на каждый диск всего по 7-8 минут. Дальше я планировал произвести сравнение звучания CD и его копий, но приступив к этому, понял, что в затее смысла нет – что FlAC, что WAV воспроизводились на Uniti Star с локальной памяти абсолютно идентично CD.

Но в целом получалось весьма достойно – с выпуклыми трехмерными образами, с идентичным тональным балансом, с энергичным и убедительно проработанным басом.

Усложним задачу: уже готовые файлы скопируем в сетевое хранилище Uniti Core, в память смартфона и на ноутбук, но проиграем их в системе уже разными способами. С винчестера они будут поступать по «витой паре» посредством UPnP. С мобильного девайса – по Bluetooth. С ноутбука нам доступно три варианта: или по Bluetooth, или по AirPlay (Wi-Fi), или по USB на внешний ЦАП, а далее – по аналогу на входы Uniti Star. К сожалению, возможности напрямую подключить компьютер USB-кабелем в ресивере не предусмотрено.

В первом случае воспроизведение не носило никаких заметных отклонений от оригинала. В этом плане сетевое подключение смотрелось гораздо более предпочтительным в сравнении даже с цифровым коаксиалом, который нередко преподносит необъяснимые звуковые причуды, иногда даже не зависящие от качества и длины кабеля.

21.jpg

При беспроводной доставке сигнала отличия проявились по-разному. Когда приложение Naim App при проигрывании отображало, что «синезубый» интерфейс использует канальный кодек aptX, то отклонения можно было охарактеризовать как несущественные: звучание в среднем регистре выходило лишь чуточку ярче оригинального, слегка упрощалась деталировка высоких, в сцене проявлялись намек на расфокусировку. Но в целом получалось весьма достойно – с выпуклыми трехмерными образами, с идентичным тональным балансом, с энергичным и убедительно проработанным басом. А когда индикатор aptX гас, то те же файлы-копии начинали звучать по сравнению с исходным CD окрашено и менее пластично. Точно такую же оценку можно было дать и воспроизведению по AirPlay, хотя масштаб погрешностей на слух становился еще более заметен (вместо деталей – какая-то звуковая грязь, иначе и не скажешь).

В действительности звук вышел цельным, богатым и органичным. Все детали – как ладони. Сцена – с четкими планами.

Удивило наиболее витиеватое и, вроде бы, самое неправильное соединение «компьютер — USB-ЦАП — ресивер». Здесь можно столкнуться и с помехами от PC, и с капризами асинхронного USB, и с наводками через дополнительные кабели, и с неприятностями от двойного последовательного преобразования из цифры в аналог. Но в действительности звук вышел цельным, богатым и органичным. Все детали – как ладони. Сцена – с четкими планами. Тональный баланс стал прохладнее, а сложные тембры чуть призакрылись, но атмосфера записи предстала определенно более живой и естественной. Конечно, мы получили другую трактовку, но её нельзя было назвать менее музыкальной. Главное, что в ней было все, что и в оригинальной версии.

Последняя проба наглядно продемонстрировала и продвинутость всего усилительного тракта Uniti Star. Аппарат легко выявил все пикантные особенности альтернативного источника, но сохранил в звучании и «фамильные» достоинства: натуральность в передаче человеческого голоса, хлесткую мощную динамику, фундаментальный нижний регистр, проработанный до едва уловимых послезвучий…

23.jpg25.jpg

27.jpg


Источник: http://www.salonav.com